пятница, 29 января 2016 г.

Вмешиваться или не вмешиваться, и что такое активная гражданская позиция?

Поболтаем? Сегодня тема очень интересная и очень важная! Многие обсуждают, что люди стали черствые и безразличные, правда ли это? Конечно, если на улице человеку плохо или плачет потерявшийся ребенок, в стороне никто стоять не будет, помочь добрые люди найдутся! Но что если ситуация не на столько серьезная? Надо ли вмешиваться? 
Соседский подросток курит, ты случайно спалила. Ябедничать ли родителям? Возможно, они будут тебе благодарны, а может быть под натиском и угрозой расправы над новенькой плэйстэйшн чадо в слезах расскажет, как "случайно не поздоровался, и теперь соседка на него обозлилась"! И все! Теперь соседка сама не здоровается с тобой! А то еще и подругам рассказывает, какая коварная личность у них живет в обличье милой дамы! "Оно мне надо?" - думаешь ты, когда видишь того же подростка, пьющего алкоголь, и идешь мимо. 
Узнала, что муж подруги ей изменяет, рассказывать? А может она и сама догадывается, но по-страусиному прячет голову в песок, потому что понимает, закати она скандал, муж уйдет, а прокормить детей она сама не сможет, поэтому терпит. И молчит. А тут ты еще со своей правдой и солью на рану.
Дети на улице едят снег, молодежь выбрасывает мусор на тротуар, а не в урну, мужчины в автобусе не уступают место старушкам - таких ситуаций множество! И вроде как не твое дело, но... 
У меня есть очень вредная привычка вмешиваться! К моему сожалению. Приятельница вытерла руки влажной салфеткой и бросила ее в кусты, я сделала замечание в очень тактичной форме - обида. Соседка подкармливает дворовых животных, развелось их невероятное количество!!! и у каждого возле подъезда своя миска. Попыталась поговорить - скандал! 
Иногда вмешательство приводит к конфликту, можно по мордасам получить, а иногда оказывается медвежьей услугой, как в известном рассказе из учебника по английскому, когда сердобольная хозяйка булочной решила "подкормить" бедного художника, который покупал у нее самый дешевый хлеб, втихаря намазала купленную им булку маслом и испортила ему проект, потому что он оказался архитектором и дешевых хлеб покупал, чтобы использовать его вместо стирательной резинки, а не от бедности.
То же самое и про скрап, соц.сети. Это, конечно, менее важно, но тоже интересно! Если вы видите откровенные косяки, пишете про них автору? Нужна ли вообще критика? Сейчас все такие деликатные, что лайкают фото, даже если не нравится, а из вежливости! А если не лайкаешь и пишешь в личном сообщении, что вот в пижаме в ванной спросонья на фоне горы грязного белья фотографироваться - не лучшая идея, ты - враг! И за что ты так на человека обозлилась, что он тебе такого плохого сделал, что ты его так приложила? Всем нравится, все лайкают и комментят: "зайка", а ты просто завидуешь сказочному бардаку и аристократичной утренней припухлости! Стыд тебе и позор!
И со скрапом так же! Признаюсь, я редко критикую! Стараюсь найти что-то необычное и похвалить, а на неудачных моментах не заострять внимание. Для многих написать "какая красота" значительно проще, чем подобрать деликатные слова, чтобы указать на ошибки. 
Отдельная тема про боязнь обиды! Из-за нее мы не критикуем, не говорим правду и не вмешиваемся. У меня фобия, правда! Постоянно боюсь, что ляпнула или сделала не то, меня неправильно поняли и, о ужас!!! обиделись. А человек может не писать потому, что завален работой, вяло поздороваться потому, что устал. Но я переживаю. При этом вмешиваюсь. И переживаю. 
Напишите мне что-нибудь! Вмешиваетесь ли вы? Обижаетесь? Боитесь ли обиды? Как вы относитесь к критике? Напишите, а то я переживаю, вдруг опять что-нибудь сморозила! )))))

20 комментариев:

  1. Это очень сложная тема для всех. И тут скорее всего нет правильной или неправильной позиции. С одной стороны да, не просят, не лезь! С другой стороны, я приведу один пример. Я живу в Германии, поэтому пример будет местный. Так вот немцы, они очень тактичные люди и никогда тебе не скажут что ты делаешь не так. При этом они будут думать про тебя фигню. Очень сильно думать и соответственно себя вести. Ты можешь всю жизнь прожить в святом заблуждении, что ты молодец, а люди на улице тебя просто не понимают. Не правда, немцы исходят из того, что ты специально нарушаешь правила и ведешь себя так плохо, потому что ты - асоциальныая личность и т.д. Им даже в голову не приходит, что человек может быть просто не в курсе дела. Каждый приезжий или мигрант нарывается на эти грабли. Так вот в этом случае я бы лично была бы очень благодарна, если бы мне кто-то указал на мои ошибки, а не думал бы обо мне фигню.
    Так что нет однозначного ответа, лезть или не лезть.. По ситуации, я думаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо за отзыв! Надо же! Как интересно! Я всегда думала, что немцы не только тактичные, но и равнодушные! Что им вообще все равно, что происходит, если это происходит не с ними! Это еще раз доказывает, что люди разные не только между собой, но и в зависимости от национальности, менталитета.
      Я тоже всегда благодарна, если мне тактично указывают на мои ошибки! Но "тактично", наверное, ключевое слово! )))

      Удалить
  2. Ох, тема для меня по жизни актуальная- имея активное пионерское и комсомольское прошлое, тоже вмешиваюсь, если увижу бросающих мусор, матерящихся в присутствии детей взрослых. За что иногда и огребаю по полной )). Недавно, увидев из окна 3-го этажа двух не вполне трезвых граждан, пинающих ногами третьего, уже лежщего на земле, позвонила в милицию. Те приехали, когда парней уже растащили проходящие мимо мужчины, и они уже давно разошлись в разные стороны. А ко мне еще дважды звонили и приходили из милиции. В результате никого искать не стали, попросив меня написать, что я претензий ни к кому не имею. А в скрапе - я к спецам себя не отношу, поэтому шибко никого не критикую. Но, как человек, все-таки, обладающий каким-никаким вкусом (нескромно смеюсь), своим знакомым могу тактично намекнуть, что этот бантик в композицию не вписывается ни под каким соусом )) . Сама к тактичной критике отношусь нормально, но когда тебя малознакомые личности норовят приложить фэйсом об тэйбл, могу ответить в таком же стиле.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, спасибо за комментарий! Хорошо, что прохожие граждан растащили и никто сильно не пострадал! Но если бы не растащили, неизвестно, до какого состояния запинали бы лежащего! Так что позвонить в милицию - правильное решение!
      В скрапе, как и везде, бывают тактичные и грубые замечания, иногда случайно натыкаюсь на перепалку в комментариях, но не ввязываюсь, ни к чему хорошему это не приводит, даже если написать "Ребята, давайте жить дружно!" )))

      Удалить
  3. Таня затронула ты конечно сложную для меня тему.Я как немцы)бываю тактична и не критикую боясь обидеть, если не понравилось просто не комментирую. Но при всём при этом я благодарна тем , кто делает мне не грубые замечания. Когда начинала скрапить многое не знала, а одна девушка посмотрев на мою работу дала пару дельных советов указав на ошибки. Я так обрадовалась им, а откуда мне было бы знать , если б не её замечания. В итоге мы сдружились))) Если честно я боюсь сильной критики, боюсь потерять желание творить, ведь иногда люди могут очень грубо выражать свое мнение.
    В жизненных ситуациях (не могу не привести этот пример) бывает по разному. Я один раз честно ответила подружке на вопрос "Мой муж , когда гостил у вас , никуда не уходил?" - "Он провёл у нас от силы минут 20" . Оказалось, что он бегал к любовнице, я не зная того сдала его, семья развалилась, конечно не только из-за моих слов, но всё равно гадко так на душе((( Я же не специально! Замечания сама на улице делаю очень редко - не конфликтный я человек, трусиха короче( Восхищаюсь борцами за справедливость , сама такой стараюсь стать!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наида, спасибо за отзыв! Мы в ДК постоянно комментируем работы наших читательниц, которые участвуют в конкурсах! Так вот, критикую только если об этом попросили в сообщении, и то, сначала похвалю достоинства работы, а уж потом корректно укажу на недостатки. Подсказывать новичкам, которые об этом не просят, я опасаюсь. Понимаю, что для них это полезно, но не могу отделаться от мысли, что напишу сейчас, а человек расстроится, подумает, что умничаю, или отобью охоту творить дальше, меня же не просили критиковать.
      В ситуациях, как с мужем подруги, все равно будет осадок! Если скрыть, чтобы семья не распадалась, то будет совесть мучить, что наврала и прикрыла обманщика!
      За справедливость борюсь не каждый раз, по обстоятельствам )))

      Удалить
  4. Ох какая тема. Я стараюсь нигде не высовываться, но часто сама попадаю под обвинения окружающих. Когда у меня появился ребенок, я стала прямо таки центром нападок, все считают своим долгом дать парочку полезных советов, как мне его растить, чем кормить и как одевать. Очень неприятно.
    А муж у меня тяготеет к вселенской справедливости. Когда мы с ним только начали встречаться, он еще тогда гонял пьяную малолетнюю шпану с нашего этажа. А потом, когда мы сами стали совершеннолетними, я уже стала тормозить его. Потому что затеет драку со шпаной, а его потом и посадят. Несовершеннолетних трогать нельзя. Но в других случаях, когда соседи ночью громко музыку включают, вызываем полицию, проявляем активную позицию. Муж вызывал скорую человеку, который валялся без признаков жизни на лавке, все мимо шли, было не понятно пьяный он или плохо стало.
    Вот это примеры из нашей жизни:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, не расстраивайся! Каждая мама встречается с таким отношением - все хотят научить, подсказать, помочь! А про малолеток... Трогать их нельзя, но попытаться поговорить можно. Мы сами когда-то были малолетками, и парни во дворе на гитаре играли, как-то вышел мужчина и спокойно попросил потише, потому что у него маленький ребенок спит, мы без пререканий ушли в другой двор.

      Удалить
    2. Спасибо))
      У нас просто дом такой, в районе практически единственный, где нет консьержки, вот к нам целенаправленно и ходят хулиганы разные. Разговоры мало помогают, уйти уйдут, а потом снова приходят.

      Удалить
    3. Тогда, конечно, бесполезно разговаривать. А домофон не помогает? Может быть поговорить с соседями и решить вопрос с консьержкой?

      Удалить
    4. Неа, а насчет консьержки уже пытались, были разные активисты, которые собирали подписи, но как только дело доходило до "нужно всем скинуться по 150 рублей", начиналось - "неее, это нам не надо и так нормально". Так что теперь так и живем.

      Удалить
    5. Без поддержки соседей сложно такие вопросы решать ((( И деньги вроде небольшие, а взамен чистота и порядок!

      Удалить
  5. Таня, я сама борец за справедливость! Но из опыта - иногда лучше молчать, чем говорить....к сожалению - это законы общества, так складываются) когда я сделала замечание курящему мужчине на платформе , стоящему в толпе людей - он мне так ответил - я , конечно, тоже за себя постоять могу, но самое грустное - что рядом мужчины и женщины скромно молчали, и наблюдали - чем всё закончится, бесплатное кино!)) Сейчас в принципе - это позиция большинства - 'моя хату с краю"... В общем - бесконечная тема для обсуждения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ооо, борьба к курильщиками моя больная тема! ))) Вот тут я всегда бьюсь до последнего, даже если одна и никто не поддерживает! Не из вредности, а потому что у меня ужасная непереносимость табачного дыма, меня сразу тошнить начинает! И в подъезде, и на остановках, один раз с таксистом сильно поругалась. А сейчас ввели закон о запрете курения в общественных местах, так что можно и в полицию звонить, если что!

      Удалить
  6. Танюш, тема действительно сложная, но ты молодец что пишешь об этом!
    Думаю, что однозначного ответа на поставленные вопросы нет и быть не может....
    В каждой конкретной ситуации придется принимать своё решение, опираясь на опыт, воспитание, мудрость, знания, совесть......кто чем богат)) В 20-25 я была максималисткой и тоже боролась за "справедливость")) о чем сожалею. Сейчас смотрю на все иначе. Это не значит, что теперь мне все равно.
    Про скрап для меня все просто, критикую только тогда, когда просят. Ведь не у всех цель достичь каких-то высот и профессионализма. Я часто творю ради процесса. Если результат мне нравится, я делюсь им не для критики.
    А вот с остальным посложнее) Есть хорошее правило в психологии: критикуй поступок, а не человека. Иногда помогает, но в жизни все гораздо сложнее. Ведь мы не можем знать, что стоит за поступками людей:равнодушие и эгоизм или горе и разочарование? Может того подростка сегодня училка при всем классе опустила и пару влепила ни за что, а мамашка не разобравшись наорала, конечно в результате он пошел к друзьям, ища у них поддержки и курит.
    Я в свое время, задала похожий вопрос(Смолчать или сказать?) одной мудрой женщине. Она ответила, что сказать можно только тому, кого по-настоящему любишь. Говоря, с любовью ты не сможешь обидеть человека. Может показаться, что я в большинстве случаев молчу и оправдываю людей, но это не так)) Если кто-то курит в общественном месте и это мешает мне или угрожает моему ребенку я подойду и попрошу не курить. Блин, как все сложно......

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надюша, спасибо за отзыв! Очень понравился совет психолога про критику поступка, а не человека! Это правильно! И про разбор творчества ты полностью права! Теперь без зазрения совести буду давать советы только тем, кто их просит!
      Про то, что сказать можно только тому, кого любишь психологи тоже разного мнения! Иногда совет постороннего человека намного ценнее, потому что он не заинтересован и рассматривает ситуацию объективно. И правда, все очень сложно!

      Удалить
  7. Танюша какую тему интересную ты подняла)
    Что касается меня-я не делаю замечания пьяным,курящим-просто боюсь неадекватных людей,у меня это обострилось после рождения детей,я просто боюсь за свою жизнь.Получается позиция моя хата с краю,но как уж есть.
    Насчёт безразличия в целом-у нас с мужем было много ситуаций,когда мы помогали людям,там где другие проходили мимо.
    По поводу скрап мира,я не считаю себя супер мастером,чтобы другим указывать на их ошибки).Конечно можно написать просто-а я бы сделала вот тут по другому,но можно и ответ получить-тут я мастер,я так вижу)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надюша, рада, что ты откликнулась! Тема и правда непростая! Неадекватных и пьяных я тоже боюсь, все таки я обычная слабая женщина, а не мастер спорта по боксу ))) или бегу :))) и прежде, чем вмешаться, оцениваю ситуацию. Со скрапом разобрались, Надя дала очень ценный совет! Ну а то, что помогаете, когда другие проходят мимо, вы просто молодцы! Отзывчивые и добрые!!!

      Удалить
  8. Даа, Таня, это вечная тема.. и как всё похоже, те же мысли и у меня.. Я предпочитаю уходить от ситуации (курят рядом - уйду в другую сторону), курят 7-летки - а что изменится, если я им что-то скажу? Ну точно ничего. А послать меня - пошлют так далеко. А я по натуре очень восприимчива, потом буду переживать и вспоминать этот случай ещё очень долго, а то и поплакать могу.
    У меня часто в поликлинике бывают несправедливости, когда кто-то (чаще почему-то наглые мужики) лезут передо мной на приём без очереди. Хамство! Тут я заступаюсь за себя, но всегда безрезультатно - сами врачи говорят подождите в коридоре. Один раз за меня заступился другой мужчина из очереди - так и ему досталось от хама. Обалдеть, правда?
    Вывод такой: вмешиваться - себе дороже. Лучше поберечь нервы и настроение.
    В скрапе могу критиковать и советовать только двум подружкам, остальным - да, боюсь, стесняюсь и всё такое :) кто я такая с 40 читателями? и кто сказал, что у меня лучше чувство композиции или там что-то ещё?
    Опять же смысл? Его, кстати, всегда полезно искать, отвечая на вопрос: "А зачем?" - где-то прочитала, понравилось :) что это изменит? Лучше станут чьи-то работы? Сомнительно. Даже если и станут - мне от этого ни жарко, ни холодно, так? Отношения со мной испортятся - это уже вероятней. А я же не враг себе :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, про поликлинику можно вообще отдельную тему заводить! На моих глазах бывали случаи невероятного хамства, но я как-то умудрялась подключать очередь и хама всей толпой ставили на место ))) Врачи обычно в такие ситуации не вмешиваются, ну сама посуди - он в кабинете, не видит, кто прав, кто виноват, народу куча! Не будет же он выходить и ругаться со всеми!
      Иногда курящим детям говорю, что маме расскажу, они же не в курсе, знаю я их маму или нет, а может из-за этого на сигарету меньше выкурят, хоть какая-то польза )))

      Удалить